На экраны вышел 2,5-часовой байопик “Наполеон” режиссера Ридли Скотта, снятый с эпичным размахом — с Хоакином Фениксом и Ванессой Кирби в главных ролях
Основной акцент в картине сделан на отношениях императора со своей женой Жозефиной Богарне. Ванесса идеально сыграла Жозефину, передав в своей героине смесь детской непосредственности и сексуальной брутальности, очарования и наглости, участия и презрения, тонкости и вульгарности. Что касается Хоакина Феникса, то в его бесстрастном Наполеоне проглядывают черты Джокера: он как сгусток пустоты, вокруг которой крутятся народы и непонятно, что же заводит самого императора, кроме сантиментов по отношению к супруге. В целом лента похожа на иллюстрированную Википедию, которую, тем не менее, смотреть не скучно.
Фильм “Наполеон” начинается с казни Марии-Антуанетты, свидетелем которой стал молодой корсиканский капитан французской армии Наполеон Бонапарт. Мы наблюдаем за Наполеоном со скрупулезной дотошностью с 1793 года — времени Великой французской революции — и вплоть до его смерти во время ссылки на острове Святой Елены в 1821 году.
У исторической киносаги Ридли Скотта довольно неспешный темп, она сделана основательно — на все свои $200 млн от Apple+. Это проект престижа, вроде криминальной драмы “Убийцы цветочной луны” Мартина Скорсезе, куда тот влил такую же сумму от Netflix. Но наполеоновские приключения гораздо менее нудные и напоминают классический голливудский пеплум, вроде “Клеопатры” или “Спартака”.
Это велеречивое повествование прерывается буквально анекдотическими “солдафонскими” ухаживаниями Наполеона за Жозефиной Богарне.
Ванесса Кирби, на наш взгляд, идеально сыграла Жозефину: это опытная женщина, мать двоих детей, она была богата и в разводе, так что пользовалась привилегиями свободной женщины. Однако после революции попала в тюрьму, всего лишившись. Ее чуть не казнили, как и ее бывшего мужа, с которым она развелась еще до гонений на него.
Жозефина блестяще флиртует с Наполеоном, как кошка с птичкой. Птичка — неопытный двадцатишестилетний Бонапарт, который регулярно “упархивает”, но потом снова возвращается, хотя вдова на шесть лет его старше. Ванесса отлично передает в своей героине смесь детской непосредственности и сексуальной брутальности, очарования и наглости, участия и презрения, тонкости и вульгарности. Все эти сочетания в ней выглядят обаятельно.
Режиссер здесь изложил основную идею своей картины, с которой отменно справился. Но вот воплощение Наполеона Хоакином Фениксом безупречным не назвать. Почему?
Бонапарт вроде бы все время хочет мира, но все вокруг нарываются на конфликты. А как только одержит победу — сразу бежит выпивать с побежденным императором, допустим, Австрии. За то, что Бонапарт пощадил армию австрийцев, а мог бы уничтожить полностью, но “зачем это море слез”?
Ридли Скотт воспроизводит десятки внешний событий — переворот, в котором Бонапарт принял участие, битвы, ухаживания.
Пишут, что французы обиделись на Ридли Скотта за то, что в ленте мало “изображено героического характера Наполеона”. А как же баталии, которых здесь предостаточно? А вот то, что так примитивно показана интимная сторона жизни французского императора (хоть и корсиканца), могло задеть нацию, которая считается продвинутой как раз в любовных делах, как никакая другая.
В целом авторы впихнули десятки событий из жизни Бонапарта в хронометраж ленты, причем все аккуратно подписывая: где какой переворот, где какое сражение. Иллюстрированная Википедия.
Советуем на фильм идти всем, кто хочет побольше узнать о Бонапарте — хоть и из недостоверного источника, зато снятого мастерски и с размахом.