X, год спустя. Меньше рабочих. Меньше пользователей. Меньшая выручка. Много дезинформации.
Через год после того, как Илон Маск купил Twitter, потому что, по его словам, это было «важно для будущего цивилизации», он сделал социальную сеть меньше почти во всех отношениях.
Примерно на 13% меньше пользователей регистрировались каждый день в сентябре, по сравнению с октябрем прошлого года, по данным аналитической компании Apptopia. В компании работает около 1500 человек, по сравнению с 7500 в тот день, когда Маск купил ее. И платформа, которая когда-то была ключевым онлайн-местом сбора профессионалов СМИ, политических активистов и новостных наркоманов, быстро теряет свою актуальность в качестве живого источника информации и дебатов в режиме реального времени.
Основной целью плана Маска в отношении Twitter (теперь он называется X) был переход от рекламы к платным подпискам. Новый анализ, проведенный независимым исследователем Трэвисом Брауном, показывает, что от 950 000 до 1,2 миллиона человек в настоящее время платят за ежемесячный премиум-сервис X в размере 8 долларов. Это означает, что X убедил менее 1% пользователей зарегистрироваться, что означает доход в размере менее 120 миллионов долларов в год от подписки компании, не включая сборы в магазинах приложений от Apple Inc. и Google.
Это вряд ли можно заменить доходы от рекламы, на которые Twitter полагался в эпоху до Маска — около 4,5 миллиарда долларов за последний полный год работы в качестве публичной компании. Между тем, многие из ведущих рекламодателей X, такие как Mondelez International, Coca-Cola, IBM и HBO, тратят меньше, чем до прихода Маска, в основном из-за политики, которую он внедрил, которая сделала сервис более хаотичным и непредсказуемым. В совокупности пять крупнейших рекламодателей X тратят на рекламу на 67% меньше, чем до приобретения, согласно данным аналитической компании Sensor Tower.
Некоторые крупные рекламные агентства заявили, что вообще не планируют тратить деньги на X.
Когда Маск покупал Twitter, он говорил, что это будет площадка для свободы слова. На практике это означало отмену многих политик компании в отношении дезинформации, эффективно вознаграждая троллей и экстремистов. В то же время он наказал тех, кого считает идеологическими врагами, например, лишив New York Times в октябре этого года золотого значка верификации, который подтверждал подлинность его личности, и назвав NPR «государственным СМИ», сравнив его с пропагандистскими рупорами российского и китайского правительств.
Из-за таких шагов пользователям стало сложнее полагаться на сигналы, которые они долгое время использовали для определения достоверности информации в своих лентах. В то же время X ослабил правила модерации контента, открыв дверь для сотен постов с вводящими в заблуждение фотографиями и изображениями, такими как поддельные письма от президента Джо Байдена или кадры из видеоигр, выдаваемые за военные видео, которые распространялись во время войны между Израилем и ХАМАСом.
Сам Маск использовал X, чтобы распространять сексистские шутки о том, что женщины «опасны и жестоки»; сравнил инвестора и филантропа Джорджа Сороса с суперзлодеем Магнето; и способствовал распространению теорий заговора после насильственных событий, таких как нападение на мужа члена палаты представителей Нэнси Пелоси и стрельба в школе в Нэшвилле.
В мае X наняла Линду Яккарино, бывшего исполнительного директора NBCUniversal, в качестве главного исполнительного директора, отчасти для того, чтобы помочь сгладить ситуацию с рекламодателями.
В сентябре продажи рекламы все еще снижались более чем наполовину, написал Маск в Twitter.
Предполагалось, что бизнес Маска по подписке, который он запустил в декабре, поможет генерировать доходы, не связанные с рекламой, а также сократить спам и троллинг, добавив стоимость использования системы в качестве платформы для распространения. Это привело к обратному эффекту, потому что злоумышленники оказались готовы платить за проверенные значки, которые делали их фальшивые учетные записи законными и гарантировали, что их контент получит благоприятное отношение со стороны алгоритмов ранжирования Twitter. Большинство постоянных пользователей, между тем, не видят особых причин платить, что подрывает тезис о том, что подписки могут отучить X от рекламы.
После года снижения стоимости своей компании на миллиарды долларов Маску предстоит проделать тяжелую работу. Он говорил о том, что в конечном итоге превратит X в «приложение для всего», которое могло бы зарабатывать деньги на таких функциях, как покупки и платежи, но эти сервисы еще не запущены. В прошлом он намекал, что хотел бы в какой-то момент сделать X публичной, но для этого он захочет, чтобы компания стоила больше, чем 44 миллиарда долларов, которые он за нее заплатил. Если он хочет выкарабкаться из ямы, в которой оказалась компания, ему нужно убедить рекламодателей и пользователей, что все еще есть что-то, за что стоит платить.